?

Log in

No account? Create an account
main face

Здесь русский дух...

Копия Luba 1.JPG d
100 лет назад, 14 ноября 1913 года иерусалимским греческим патриархом Дамианом была торжественно освящена церковь Илии-пророка в Хайфе – первый храм русской православной церкви на священной горе Кармель.
Этому важному центру христианского паломничества на Святой Земле и посвящен материал.
К началу ХХ века резко увеличился приток православных россиян на Святую Землю. Стали появляться они и в Хайфе. Для улучшения их обслуживани на священной земле Кармеля в 1907 гг. начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом Сенцовым приобретается участок, на котором предполагалось выстроить «русское подворье», где, помимо прочего, должна была быть сооружена и церковь. К 1911.г. здесь была построена общественная столовая. В том же 1911 г. на участке был похоронен вице-консул России в Хайфе Н. В. Агапитов.
Проблема возникла с возведением храма: этому резко воспротивились местные турецкие власти. Ситуация, однако, вскоре изменилась к лучшему: началась подготовка к празднованию 300-летия царствования в России дома Романовых. И власти Порты неожиданно сменили гнев на милость и разрешили строительство церкви. И тогда к... уже существующей столовой пристроили апсиду, соорудили алтарь, перед которым установили иконостас из серого мрамора, возвели колокольню, сам участок был переименован в «Романовское подворье», а прилегающая к нему улица - в Назаретскую. Оставалась мелочь: освящение храма греческим православным патриархом Дамианом. И вот тут начались проблемы: иерусалимский патриарх неожиданно заартачился... И 27 августа 1913 г. начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме (РДМ) архимандрит Леонид Сенцов обращается за содействием в российский Священный Синод со следующим посланием.
«Честь имею почтительнейше обратиться к Вашему Святейшеству со следующим донесением и просьбой:
Шесть лет тому назад мною был приобретен на частные средства с большими затруднениями участок земли на горе Кармиле близ города Кайфы, освященной пребыванием там святого пророка Илии. Благодаря этому гора Кармил весьма уважается и местными жителями, и русскими поклонниками, посещающими Иерусалим и Назарет. Но, за неимением там православного храма, паломники приходят молиться в католический монастырь, что весьма прискорбно для сердца каждого православного человека. Не имея в то время благоприятных обстоятельств и со стороны турецкого правительства, и со стороны греческого духовенства для постройки русского православного храма на приобретенном на горе Кармиле участке, я имел возможность устроить там в то время лишь только одно каменное здание для столовой для русских поклонников, для их отдохновения и защиты от непогоды после их молитв и посещения ими католического храма. Ввиду сего обстоятельства, я и решил соорудитиь здесь, на горе Кармиле, для удовлетворения религиозных потребностей русских поклонников, храм в память 300-летия царствования Дома Романовых, и сделать его церковью и для Кайфского Миссийского подворья, которое также выстроено Русской Духовной Миссией и также на частные средства в память этого юбилея и которое в настоящее время получило Высочайшее разрешение наименовать это подворье «Романовским».
Прошлый год, пользуясь благоприятными обстоятельствами, я сговорился с местной турецкой властью, которая тогда не имела никаких препятствий для обращения вышеозначенного здания в православный храм, особенно зная, что этот храм строится в память 300-летия царствования Дома Романовых.
Чтобы заручиться еще согласием Иерусалимского Патриарха на существование здесь, на горе Кармиле, русского храма, я, в конце сентября прошлого года, обратился к Блаженнейшему Дамиану словесно о желании всех русских поклонников превратить это здание в церковь, на что Его Блаженство выразил словесно, что «никаких препятствий он, Патриарх, не имеет и с удовольствием освятит этот храм, так как поблизости нет греческого храма, но только с условием, если Русская Духовная Миссия получит Султанский фирман, т. е. разрешение от Турецкого правительства на существование этого храма». На основании слов Иерусалимского Патриарха Русская Миссия стала превращать это здание, и также на частные средства, в храм, делать иконостас, алтарь и т. д.
Когда этот храм был окончен и когда разрешение, т. е. Султанский фирман, был получен, я обращался неоднократно словесно к Иерусалимскому Патриарху Блаженнейшему Дамиану с просьбой освятить этот храм, он сначала соглашался на это, а потом сказал, что для формальности необходимо, чтобы и русская гражданская власть, т. е. Русское Консульство в Палестине обратилось к нему с просьбой освятить этот храм. Русское Консульство со своей стороны исполнило желание Иерусалимского Патриарха и послало ему просьбу о скорейшем освящении этого храма. Тогда Блаженнейший Дамиан ответил Русскому Консульству уже письменно, что необходимо для него еще письменное выражение желания Высшей Русской Церковной Власти, т. е. Всероссийского Святейшего Синода, чтобы он, Св. Синод, послал ему грамоту с просьбой об освящении сего храма, сооруженного в память 300-летия царствования Дома Романовых, и что, по получении сей грамоты, он, Патриарх, сейчас же освятит этот храм. При своем отношении к Русскому Консульству Блаженнейший Дамиан, между прочим, написал, что этот храм на горе Кармиле выстроен, якобы, без его благословения и без его ведома, что противно каноническим правилам, хотя я, как выше сказано, уже уведомлял его об этом словесно и получил от него словесное разрешение, что он, Патриарх, препятствий к этому не имеет.
Узнавши об этом послании Блаженнейшего Дамиана к Рускому Консульству, я объяснился с Патриархом, и он мне ответил, что «действительно я осведомил его об этом и что он, Патриарх, ничего не имеет против этого храма, но все это было сказано между мною и им словесно, без всяких бумаг, добавив, что он, Патриарх, и теперь не имеет никаких препятствий для освящения этого храма, но только просит выполнить некоторые письменные формальности, а именно, чтобы Российский Святейший Синод обратился к нему с просьбой об освящении этого уже выстроенного и законченного храма, который не без его ведома устроен».
А ввиду этого обстоятельства, сим почтейнеше прошу Святейший Синод, если ему благоугодно ускорить освящение этого храма, не замедлить обратиться к Иерусалимскому Патриарху Блаженнейшему Дамиану с просьбой освятить этот храм в честь пророка Илии на горе Кармиле близ города Кайфы, устроенный в память 300-летия царствования Дома Романовых, с прошением, как это обыкновенно всегда делается Российским Святейшим Синодом, посылающим иногда просьбы Иерусалимскому Патриарху о рукоположении им миссийских монахов в сан иеродиакона или иеромонаха или прямо через Русскую Духовную Миссию, или через посредство Министерства Иностранных дел.
С глубочайшим почитанием и сыновьей преданностью имею честь быть Вашего Святейшества вернейшим послушником».
Видимо, все, о чем просил архимандрит Леонид Сенцов Святейший Синод исполнил, следствием чего стало торжественное освящение 14 ноября 1913 г. Блаженнейшим Дамианом Храма пророка Божия Илии на горе Кармель в Хайфе. А 20 марта следующего 1914 года из Царского Села на имя Блаженнейшего Патриарха Св. Града Иерусалима и Всея Палестины Дамиана за «Собственною Его Императорского Величества» подписью была отправлена Высочайшая грамота следующего содержания.
«Во внимание к благожелательному отношению Вашему к русским паломникам в Святой Земле и трудам Вашим по освящению сооруженного на библейской горе Кармил в ознаменование трехсотлетнего юбилея Императорского Российского Царствующего Дома Романовых храма во имя Св. Пророка Илии Всемилостивейше сопричислили Мы Вас к Императорскому Ордену Нашего Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, знаки коего при сем препровождаются.
Пребываем к Вам благосклонны, Николай».
А, согласно предложению обер-прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера Святейшему Синоду, «Государь Император... Высочайше соизволил на предоставление русским и греческим священослужителям и церковнослужителям, принимавшим участие в освящении новопостроенного в память исполнившегося 300-летия благословенного Царствования Дома Романовых русского храма во имя Св. Пророка Божия на Кармиле, право ношения: священослужителям – медали и особого знака , а церковнослужителям – медали, установленной в память 300-летия Царствования Дома Романовых». Стоит отметить, что этот документ датирован 14 августа 1914 г, более двух недель после начала Мировой войны. Видимо, действительно, российские власти придавали немалое значение появлению этой церкви на Святой Земле.

Но вскоре все изменилось. В ноябре 1914 г. были разорваны дипломатические отношения между оказавшимися по разные стороны фронта Россией и Турцией, и все русские учреждения на территории Оттоманской империи были закрыты. При этом, турки заняли все строения, принадлежавшие как Императорскому палестинскому православному обществу (ИППО), так и Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. А после захвата Палестины англичанами все они оказалось в руках британских властей. Но главное – резко снизился поток русских православных паломников на Святую Землю, и многие сооружения, принадлежавшие ИППО и РДМ, начали приходить в запустение.
Практически прекратились службы и в хайфской церкви Илии-пророка. Хотя следует отметить, что в 20-30 годы в ней нес службу местный православный священник-араб протоиерей отец Николай (его скромное захоронение находится сегодня рядом с церковью).

После создания в 1948 г. государства Израиль решением новых еврейских властей все находящиеся на территории страны земли и сооружения, принадлежавшие ИППО и РДМ, были переданы в ведение т. н. «красной» православной церкви, руководимой московским патриархатом. Этот своеобразный жест, по мнению израильского руководства, должен был способствовать укреплению связей еврейского государства с СССР. Таким образом, и хайфский храм Илии-пророка оказался в руках «советов». И уж совершенно чудесным образом он не вошел в перечень сооружений, проданных в октябре 1964 г. этими самыми «советами» Израилю в рамках т. н. «апельсиновой сделки», по которой значительная часть имущества ИППО и РДМ, была куплена еврейским государством, которое частично заплатило за него поставками советскому народу знаменитых израильских апельсинов...

11 апреля 1991 г. в Храме Гроба Господня был рукоположен в сан иерия, а четыре дня спустя направлен в хайфский храм Илии-пророка
клирик Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Мирослав Витив. Выходец из села Старые Куты, что в Ивано-Франковской области, он, выпускник Ленинградской Духовной семинарии и Академии, оказался первым русскоязычным священником этой церкви. Приехал он в Хайфу не один, а со своей супругой, уроженкой Иерусалима, матушкой Ириной, с которой познакомился в городе на Неве, где она училась на регентских курсах, и маленькой дочкой Кристиной. Именно стараниями этих людей хайфский православных храм обрел истинных хозяев, вот уже более двух десятилетий с особой доброжелательностью принимающих своих гостей и многочисленных поклонников. За что протоиерей Мирослав, ключарь подворья пророка Илии в Хайфе (такова его официальная должность на Святой Земле), был награжден орденом прп. Серафима Саровского III степени.
В предверие двухтысячелетнего юбилея зарождения христианства, хайфская церковь была расписана московскими иконописцами в манере русской живописи XVI в. Сюжеты фресок, наряду с традиционными христианскими мотивами, посвящены и эпизодам жития св. Илии-пророка и его ученика св. Елисея. А в 2000 году она была торжественно освящена Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II.

Нужно признать, что хайфская Ильинская церковь не совсем соответствует канонам традиционного крестово-купольного храма. В нем нет характерного для православия купола, но зато имеется двускатная черепичная крыша, а изображение Спаса Вседержителя внутри церкви расположено на... плоском потолке. Ну так это и немудрено: ведь надо было быстро превращать трапезную в церковь, пока местные турецкие власти не опомнились...

На одной из боковых абсид церкви расположена оригинальная икона, на которой изображен Илия-пророк. Нужно отметить, что она выполнена московскими иконописцами, которые при ее написании применили очень сложную технику, при которой использовались краски, созданные на основе жидкого стекла.

Ежегодно 2 августа на подворье церкви отмечается престольный праздник Пророка Илии. В этот день в храме собираются не только православные русские, но и арабские жители Хайфы. Съезжаются сюда и многочисленные прихожане со всего севера Израиля, разворачиваются прилавки с сувенирами, едой и сладостями. Импровизированный восточный базарчик, разбитый под вековыми соснами, толпы нарядных людей, говорящих на разных языках, запахи жареного мяса и пряностей - все это создает незабываемую атмосферу. А в центре праздника – торжественная служба в храме Илии Пророка. Она проходит на русском и арабском языках - священники служат поочередно. Завершается же торжество крестным ходом верующих, сопровождаемым парадом бойскаутов с барабанами и трубами.
Метки:

Comments

Очень хорошо написано. Спасибо!
Старался...
Так кто приезжает молиться на Святую Землю - паломники или поклонники? Не знала, что у о.Мирослава есть "поклонники" ...
Поклонниками в Российской империи называли верующих, едущих поклониться святым местам Вселенского Православия, а тех, которые ходили по монастырям внутри России, звали богомольцами или странниками. Слово "паломник" западного происхождения - от слова "пальма", в русском языке 19 века оно широко не употреблялось.
В тексте, который я привел, действительно написано "поклонники", а не "паломники".
Как раз прогулялся там в прошлую пятницу, уже давно хотел. Очень приятное место.
Церквушка была закрыта, но я и не думал проверять когда она открыта. Просто ждал отца, у которого там врач недалеко, а сам он туда ездтиь не любит, плохо знает верхнюю Хайфу.
main face

Апрель 2014

Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Метки

Разработано LiveJournal.com